Дебиторская и кредиторская задолженности предприятия: анализ и пути снижения (на примере ЗАО "БЕСТ")

Понятие, структура и показатели дебиторской и кредиторской задолженности. Анализ стратегии развития предприятия. Внедрение программного комплекса по трансформации данных дебиторской и кредиторской задолженности по стандартам МСФО на базе "Галактика ERP".

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 29.06.2010
Размер файла 4,3 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В развитых странах процент прироста более скромный, что связано со значительным проникновением сотовой связи. Количество абонентов в Европе вырастет всего на 4 %, добравшись до отметки в 641 миллионов. Другими словами, мобильных абонентов здесь станет больше, чем жителей.

Кроме того, продолжает расти количество мобильных пользователей сервисов 3G. По подсчетам, на настоящий момент численность абонентской базы 3G составляет почти 415 млн. чел. При этом 77 % рынка 3G приходится на долю сетей UMTS/HSPA, т.е. 320 млн. подключений, а оставшиеся 95 млн. - на долю сетей CDMA EV-DO. Количество коммерческих сетей UMTS/HSPA выросло до 258 в более чем 100 странах мира, включая 41 сеть в 20 странах Латинской Америки и Карибского региона. Также сегодня, когда многие развивающиеся рынки выходят на новый уровень коммуникации, беспроводные технологии продолжают свое стремительное внедрение в мобильные сети следующего поколения.

Также приводятся прогнозы экспертов, согласно которым, в недалеком будущем мобильная связь практически вытеснит проводную (фиксированную). Именно по этой причине в Великобритании с улиц городов исчезают знаменитые красные телефонные будки - таксофонами практически никто не пользуется. Доля рынка фиксированной связи быстро уменьшается в Венгрии, Польше, Чешской Республике, Израиле и составляло в 2008 г. не более 21-46 %.

Основные тенденции рынка:

– снижение доходов от абонента при увеличении проникновения;

– трафик на каждого абонента стабильный, но значительно колеблется в течение года;

– стоимость привлечения абонентов растет, ввиду того, что ужесточается конкуренция;

– добавочный доход приносят не основные услуги, а дополнительные услуги и сервисы (VAS).

Говоря о тенденциях развития рынка мобильной связи в ближайшие несколько месяцев, эксперты подчёркивают необходимость поиска новых, инновационных решений, которые могли бы вырвать рынок VAS (дополнительных неголосовых услуг) из наметившейся стагнации, и намечают несколько векторов возможного развития, которые могут принести доходы даже в неблагоприятных условиях этого года. На рынках стран, где каждый владеет одним или более телефонами, желающим заработать на рынке мобильной связи придётся искать интенсивные пути развития. В США, Германии и других странах с высоким уровнем жизни в ближайшее время сохранится спрос на инновационные сервисы. Вперёд вырвутся операторы, которые первыми и наиболее агрессивно начнут внедрять новые услуги. Вероятно, учитывая эти тенденции, ряд операторов мобильной связи начнут уже в 2010 г. развёртывание сети LTE.

На этом фоне, возможно, наконец-то произойдёт увеличение «тяжелого» контента типа мобильного телевидения. По мнению экспертов, в ближайшее время очень важным окажется брендирование и отчетливое позиционирование услуг на фоне конкурентов. Что касается повышения расценок, то они скорее оттолкнут потенциального потребителя. Не случайно аналитики прогнозируют для стран Восточной Европы и России увеличение доли рынка в пользу компаний, ориентирующихся на людей с невысокими доходами - студентов, пенсионеров, бюджетников и временно потерявших постоянный источник дохода.

Наибольший удельный вес в структуре рынка мобильного контента занимает кастомизация. Кастомизация - это это «изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя путем её комплектации дополнительными элементами или принадлежностями». Массовая кастомизация -- производство продуктов и услуг для узкой аудитории с учетом ее интересов и требований. Основная задача кастомизации -- создать у потребителя ощущение, что работа делается лично для него и удовлетворяет его личные потребности. На основании этого можно сделать вывод, что основная задача кастомизации - создать у потребителя ощущение, что работа делается лично для него и удовлетворяет его личные потребности.

Рисунок 5 - Структура рынка мобильного контента в 2009 г. в странах Европы

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

– в целом, рынок ближайших восточноевропейских стран представляется более развитым относительно проникновения в РБ;

– основной доход операторам сотовой связи приносит не услуги свзяи предоставляемые абонентам, а широкий спектр дополнительных услуг (VAS сервисов);

– широкое развитие концепции кастомеризации на рынке услуг сотовой связи Республики Беларусь стандарта GSM;

– развитие технолгогии UMTC и HSPA.

2.2.3 Анализ внутренней среды функционирования предприятия

Рынок сотовой подвижной электросвязи в Республике Беларусь начал развиваться с 1993 года с появлением первого оператора сотовой подвижной связи ООО СП «БелСел», начавшего работать тогда в аналоговом стандарте NMT-450. До 1998 года только ООО СП «БелСел» обладал лицензией на право предоставления услуг сотовой связи в Беларуси. Рынок развивался медленно, тарифы были высокими, общее количество абонентов достигло всего 12 тыс. чел., что составляло 0,1% от всего населения республики.

В июле 1998 года была выдана первая лицензия на работу в цифровом стандарте сотовой подвижной связи GSM 900/1800 Мгц СП ООО «Мобильная цифровая связь» («velcom»). Сеть «velcom» была запущена в апреле 1999 года и более трех лет сохраняла монопольную позицию на рынке GSM-услуг, в силу чего рост клиентской базы происходил очень медленно, тарифы оставались довольно высокими, что создавало барьер для подключения. Поэтому к концу 2000 г. общий охват услугами сотовой связи составлял всего 1,3 %.

Однако с приходом в 2002 г. второго оператора - СООО «МТС» - рынок сотовой подвижной связи стандарта GSM 900/1800 Мгц получил бурное развитие. Это выражалось в высоких темпах роста клиентской базы у обоих операторов и значительным снижением тарифов. Этот период ознаменовался также и снижением цен на оконечное абонентское оборудование. С приходом на рынок третьего оператора сотовой связи, работающего в стандарте GSM, он стал более конкурентным, что выразилось в дальнейшем снижении тарифов, а также в более выраженной неценовой конкуренции.

В 2002 г. ООО СП «БелСел» также перешел на работу в цифровом стандарте CDMA со сменой долей собственности, выведя на рынок торговую марку «Diallog». Однако в настоящее время этот стандарт в нашей стране развивается недостаточно быстро из-за ограниченного ассортимента абонентских терминалов, недостатка средств у оператора на маркетинговую поддержку и быстрое развитие инфраструктуры сети. На сегодняшний момент основные рыночные тенденции таковы:

– проникновение сотовой связи постоянно растет как в крупных, так и в менее крупных городах, агрогородках;

– развитие рынка происходит за счет абонентов, подключающихся к оператору-конкуренту, т.е. налицо тенденция к обладанию двумя или тремя сим-картами с целью удешевления звонков;

– операторы постоянно вводят разнообразные дополнительные услуги и сервисы;

– операторы сотовой подвижной электросвязи постоянно делают разнообразные акционные предложения для существующих и потенциальных абонентов;

– операторы-лидеры активно проводят рекламные игры с ценными призами, снижают стоимость абонентского оборудования, что приводит не только к привлечению новых абонентов, но и в целом к снижению тарифов на сотовую связь.

Рыночные доли по размерам активных абонентских баз распределились между участниками рынка следующим образом Таблица 1, рисунок 6.

Таблица 1 - Распределение абонентских баз

Оператор

Количество абонентов, млн.

Рыночная доля, %

Велком

4,0

42,2 %

МТС

4,5

47,9 %

БелСел

0,1

1,4 %

БеСТ

0,8

8,5 %

Рисунок 6 - Рыночные доли операторов Республики Беларусь

Из данной диаграммы можно сделать вывод о том, что на рынке сотовой связи сложилась дуополия, рынок поделен между двумя GSM-операторами «velcom» и «МТС».

В таблице 2 отражены основные показатели развития операторов сотовой связи на территории Республики Беларусь.

Таблица 2 - Развитие инфраструктуры операторов сотовой подвижной электросвязи

velcom

МТС

БелСел

БеСТ

Территория покрытия, %

93,2%

96,5%

56,4%

62,5%

Население на территории покрытия, %

98,2%

99,3%

55,6%

95,2%

Базовые станции

3155

4259

184

1185

Фирменные центры продаж и обслуживания

59

37

1

6

Роуминг, сетей / стран

376/161

361/238

16/3

128/66*

На текущий момент лидером по территории покрытия, количеству базовых станций и точек оплаты остается СООО «МТС». ИП «Велком» и СООО «МТС» обеспечили связью территорию страны, на которой проживает 100 % городского населения РБ, и вплотную приблизились к этому же показателю относительно общего количества населения. Касаемо третьего оператора сотовой связи life :), можно сделать следующие выводы:

– Значительный рост количества базовых станций, свидетельствует о быстром развертывании сети и как следствие переоснащение оборудования нацеленного на работу в принципиально новых стандартах связи;

– За достаточно короткий промежуток времени сотовый оператор life :) занял стойкую позицию в глазах конкурента как сильный соперник. Этому свидетельствует рост абонетской базы и завоевание доли рынка в 8,5 %;

– Исходя из данных таблицы 2 видно, что life :) значительно усилил политику в области экспорта услуг. В частности количество заключенных роуминговых соглашений значительно выросло;

Для оценки состояния конкурентной среды на рынке сотовой подвижной связи Беларуси может быть использована модель конкурентных сил М. Портера. В соответствии с данной моделью конкурентная ситуация на рынке (в отрасли) может быть охарактеризована следующими факторами - т.н. конкурентными силами:

1) соперничеством между существующими производителями/ продавцами;

2) угрозой появления новых продавцов;

3) угрозой появления товаров-заменителей;

4) рыночной властью покупателей;

5) рыночной властью поставщиков.

Рисунок 7 - Схематическое представление взаимодействия конкурентых сил

В результате можно выделить следующие сильные стороны БеСТ:

- рост знания и позитивного восприятия бренда в группах среднего возраста, что ранее было проблематичным;

- высокая удовлетворенность ценой, особенно стоимостью звонков на другие сети и стационарные телефоны;

- продолжается позитивная динамика по ведущим аспектам восприятия бренда - по характеристикам «креативный, творческий», «динамичный», «предлагает новые услуги» показатели БеСТ достигли уровня МТС и Велком;

- позитивная динамика выраженности бренда по аспектам, имевшим низкие оценки - «престижный», «лидер»;

- наличие специфических характеристик бренда. БеСТ является первым брендом для молодежи в восприятии абонентов;

- достаточно высокий уровень доверия к точности счетов оператора и оценка оператора как выполняющего обещания;

- выраженная идентификация с брендом жителей больших и малых городов.

Среди слабых сторон БеСТ можно выделить:

- снижение уровня удовлетворенности абонентов в малых и больших городах, где происходит активное подключение;

- недостаточный уровень выраженности характеристик бренда для группы 30-39 лет;

- недостаточный уровень самоидентификации с брендом, особенно старше 30 лет.

2.3 Анализ финансово - хозяйственной деятельности ЗАО «БеСТ»

2.3.1 Основные показатели, характеризующие результаты финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «БеСТ»

В таблице 3 представлены основные показатели характеризующие результаты финансово - хозяйственной деятельности ЗАО «БеСТ» за 2008, 2009 факт, 2010 оценка.

Таблица 3 - Основные показатели, характеризующие результаты финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «БеСТ»

Показатели

ед. изм.

2008 г. (Факт)

2009 г. (Факт)

2010 г. (план)

Выручка от реализации с учетом налогов

млн. р.

2 972

51 943

186 074

Чистая выручка

млн. р.

2 570

47 620

152 709

Себестоимость всего

млн. р.

31 915

171 894

358 082

Прибыль (убыток) от реализации

млн. р.

-29 345

-124 274

-205 373

Рентабельность услуг (убыточность услуг)

%

- 92%

-72%

-57%

Рентабельность продаж услуг

%

-987%

-239%

-110%

Налоги из прибыли (налог на недвижимость)

млн. р.

104

368

48 950

Чистая прибыль (убыток)

млн. р.

-40 522

-142 383

- 254 323

Просроченная кредиторская задолженность

млн. р.

-

-

-

Далее проведем анализ представленных технико-экономических показателей работы предприятия.

2.3.2 Анализ состава и структуры выручки

Выручка (объём продаж, реализации) -- бухгалтерский термин, означающий количество денег или иных благ, получаемое компанией за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи продуктов или услуг своим клиентам. Выручка отличается от прибыли, так как прибыль -- это выручка минус расходы (издержки), которые компания понесла в процессе производства своих продуктов. Прирост капитала в результате увеличения по какой-то причине стоимости активов предприятия к выручке не относится. Для благотворительных организаций выручка включает общую стоимость полученных денежных подарков.

При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:

выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

– выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

– выручка от финансовой деятельности.

Рассматривая структуру выручки ЗАО «БеСТ». Исходя из данных таблицы 4, выручку от реализации можно разделить на следующие статьи доходов:

– выручка от оказания услуг связи юридическим и физическим лицам;

– выручка от операторских соглашений;

– выручка от услуг международного роуминга;

– прочая выручка (аренда сайтов, услуги по оформлению гарантийного оборудования).

Таблица 4 - Динамика выручки ЗАО «БеСТ»

Показатели

Январь-декабрь, млн. р.

Отклонение

2008 г.

2009 г.

млн. р.

%

Выручка от реализации (брутто)

2 972

51 943

48 971

1 648

Выручка от оказания услуг связи в том числе:

2 683

51 410

48 727

1 816

физическим лицам

1 734

36 332

34 598

1 995

юридическим лицам

275

2 530

2 255

820

операторские соглашения

324

8 457

8 133

2 510

роуминг

350

4 091

3 741

1 069

Прочие виды услуг

289

533

244

84

Налоги из выручки

396

4 323

3 927

992

Выручка от реализации (нетто)

2 576

47 620

45 044

1 749

Выручка от реализации в целом за 2009 г. составила 51 943 млн. р., что на 48 971 млн. р. больше, чем за предыдущий год.

Графическое представление структуры выручки ЗАО «БеСТ» (рисунок 8).

Рисунок 8 - Структура выручки ЗАО «БеСТ»

Основной удельный вес в полученной за 2009 год выручке занимают выручка от оказания услуг связи физическим лицам (36 332 млн. р.). Увеличение выручки от оказания услуг связи физическим лицам в 2009 г. по сравнению с 2008 годом произошло вследствие увеличения активности абонентов сети ЗАО «БеСТ», в связи с проведением маркетинговых и рекламных мероприятий по активному привлечению абонентов и стимулированию их активности. К таким мероприятиям следует отнести:

– по голосовым продуктам стратегия предоставления услуг без абонентской платы;

– предложение выгодных продуктов для общения внутри сети по низким тарифам позволяет сэкономить средства на голосовых соединениях и создает благоприятную основу для потребления дополнительных услуг (различные SMS сервисы);

– запуск технологии 3G: высокоскоростной мобильный доступ в Интернет, видеозвонок, мобильное телевидение (стримминг);

– проведение рекламной компании life:) BTL Expert;

– акционные предолжения по пакетам Новогодний life:), Семейный пакет life:).

Выручка от оказания услуг связи юридическим лицам за 2009 год выросла на 2 255 млн. р. Этому свидетельствует появление нового тарифного плана Супер-Бизнес life:). Условиями которого предусмотрено оплаты услуг связи по факту (в международной отчетности таких абонентов классифицируют как POSTPAID). Корпоративными клиентами ЗАО «БеСТ» являются такие известные компании как ЗАО «ВИТЕКС», УП «Деловая сеть», Представительство компании Алькатель Ширкети в г.Минске.

Рост выручки по операторским соглашениям на 8 133 млн. р. объясняется маркетинговой политикой проводимой ЗАО «БеСТ». Следует отметить, что пользование услугами связи life:), находит все большее распространение у той части населения Республики Беларусь, которые консервативно отвергали пользование услугами вышеупомянутого оператора. Таким образом, сим-карта life:) постепенно становится сим- картой номер один увеличивая тем самым количество исходящих звонков на другие сети.

Увеличение выручки на 3 741 млн. р. от международного роуминга объясняется активными предложениями акционных скидок в зависимости от активности и направлений выездного туризма. За период январь-декабрь 2008-2009 гг. количество роуминговых соглашений увеличилось в 2 раза. Компания Life :) заключила соглашения с такими компаниями как Turkcell A.S. Turkey, Cosmo Bulgaria Mobile EAD, MegaFon OJSC-Russia, Kyivstar G.S.M. Closed Joint Stock Company, Mobile TeleSystems OJSC, Astelit LLC.

Объем выручки от реализации в стоимостном выражении зависит от показателя ARPU. ARPU (англ. Average revenue per user, средняя выручка на одного пользователя) -- показатель, используемый телекоммуникационными компаниями и означающий среднюю выручку (обычно за месяц) в расчёте на одного абонента. Данный показатель является основным фактором определяющим размер выручки от реализации. Условно данный показатель можно предствить формулой:

ВР = ARPU·Nаб., (2.1)

где ВР - результирующий показатель выручки от реализации;

ARPU - средняя выручка с одного абонента;

N аб. - количество абонентов сети life:).

Исходные данные для факторного анализа выручки от реализации, приведены в таблице 5.

Таблица 5 - Исходные данные для факторного анализа выручки от реализации

Показатель

Условное обозначение

2009 г. (факт)

2010 г. (план)

Абсолютное отклонение тыс.р.

Выручка от реализации, тыс. р.

ВР

47 620

152 709

105 089

Количество абонентов

N аб.

1 200 000

2 100 000

900 000

ARPU, р.

ARPU

39 683

72 719

33 035

Итак, рассмотрим факторный анализ выручки методом цепных подстановок. Первым этапом анализа является расчет планового показателя выручки от реализации:

ВР0=ARRU0·Nаб. 0, (2.2)

где ВР0 - плановое значение выручки от реализации в р.;

ARRU0 - плановое значение средней выручки с одного абонента;

N аб.0 - плановое количество абонентов.

ВР0= 72 719· 2 100 000 = 152 709 млн. р.

Следующим этапом является расчет фактического показателя выручки от реализации. Следовательно, формула примет следующий вид:

ВР1=ARRU1·N аб. 1, (2.3)

где ВР1 - фактическое значение выручки от реализации в р.;

ARRU1 - фактическое значение средней выручки с одного абонента;

N аб. 1 - фактическое количество абонентов.

1) ВР1= 39 683·1 200 000 = 47 620 млн. р.

Следующим этапом анализа будет выявление основного показателя оказывающего влияние на выручку ЗАО «БеСТ». Т.е. в формулу определения выручки по факту 2009 года, подставить плановое значение показателя ARPU и проанализировать влияние:

ВР1=ARRU1·Nаб.0, (2.4)

2) ВР'= 72 719·1 200 000 = 87 262 млн. р.

ВРarpu= ВР'- ВР1, (2.5)

3) ВРarpu = 87 262 285 714- 47 620 000 000 = 39 642 млн. р.

ВРNаб.= ВР0 - ВР', (2.6)

4) ВРNаб.= 152 709 000 000 - 87 262 285 714= 65 446 млн. р.

? ВР = ВРarpu + ВРNаб., (2.7)

5) Проверка: ? ВР = 39 642 285 714+ 65 446 714 285 = 105 089 млн. р.

В результате проведенного анализа сумма отклонений анализируемых показателей равна сумме абсолютного отклонения результирующего показателя, что свидетельствует о правильности расчетов. В пункте 5 факторного анализа, прослеживается четкая зависимость. При использовании фактического показателя по количеству абонентов и планового показателя по средней выручке от одного абонента, объем реализации увеличивается.

Таким образом, приоритетным направлением ЗАО «БеСТ» является стремительный рост абонентской базы, увеличение количества подписчиков на услуги пакетной передачи данных, пользователей высокоскоростного мобильного интернета. Все эти факторы оказывают прямое воздействие на размер выручки предприятия. Так как именно на основании количества абонентов, планируемого с учетом изменяющихся условий внутренней и внешней среды, а также на основании данных по выручке за предыдущие периоды, происходит расчет планового показателя средней выручки от одного абонента.

2.3.3 Анализ состава и структуры себестоимости услуг

Себестоимость -- это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Значение показателя себестоимости конкретных услуг связи состоит в том, что он является основой формирования тарифов, от уровня которых в значительной степени зависит потребительский спрос, степень удовлетворения пользователей в телекоммуникационных услугах, финансовое состояние компаний и их конкурентоспособность. Поэтому себестоимость услуг связи в разрезе товарной номенклатуры следует рассматривать в качестве экономического индикатора, позволяющего позиционировать оператора на рынке с точки зрения эффективности ведения бизнеса.

Таблица 6 - Основные статьи затрат в структуре себестоимости

Показатели

по факту за 2008 г.

по факту за 2009 г.

отклонение, +/-

млн. р.

%

Себестоимость реализованных товаров, работ услуг, всего

31 921

171 894

139 973

438

в том числе:

Переменные затраты:

1 000

32 778

31 778

3 178

комиссия дилерам

404

9 820

9 416

2 331

Взаиморасчеты

574

22 276

21 702

3 781

комиссия банка и РУП «Белтелеком»

22

682

660

3 000

Постоянные расходы:

30 272

111 752

81 480

269

Расходы на оплату труда (вкл. отчисления с ФОТ)

8 983

22 309

13 326

148

Амортизационные отчисления

7 571

20 965

13 394

177

Расходы по аренде

2 081

14 596

12 515

601

Коммунальные и эксплуатационные платежи расход электроэнергии

1 000

4 851

3 851

385

Техническая поддержка услуг связи

4 919

16 682

11 764

239

Командировочные расходы

203

779

576

284

Прочие

5 515

31 570

26 055

472

Расходы на рекламу

643

27 364

26 721

4 156

Структура себестоимости услуг ЗАО «БеСТ» за 2008 - 2009гг. изображена на диаграмме (рисунок 9).

Рисунок 9 - Динамика изменения структуры себестоимости за 2008-2009 гг.

Исходя из данных таблицы 6, можно сделать следующие выводы, что себестоимость реализованных услуг ЗАО «БеСТ» за 2009 год составила 171 894 млн. рублей, что на 139 973 млн. р. больше чем за 2008 год.

В 2009 г. существенно изменилась структура себестоимости по сравнению с 2008 годом, а именно: переменные затраты возросли на 31 778 млн. р. и составили 32 778 млн. р. (1000 млн. р. в 2008 г.), постоянные расходы выросли на 81 480 млн. р. и составили 111 752 млн. р. (30 272 млн. р. в 2008 г.) или 65 % от общей себестоимости.

Увеличение расходов по аренде, коммунальных и эксплуатационных платежей, технической поддержке услуг связи по сравнению с соответствующим периодом прошлого года обусловлено, в первую очередь, количественным ростом созданных объектов инфраструктуры сети ЗАО «БеСТ».

Увеличение фонда оплаты труда по сравнению с 2008 года на 13 326 млн. р., обусловлено главным образом политикой проводимой головной компанией по включению ЗАО «БеСТ» в группу компаний Turkcell и приведение всех параметров работы в соответствии со стандартами Turkcell.

Рост амортизационных отчислений на 13 394 млн. р. связан с развитием и модернизацией сети, увеличением объемов вводимых основных производственных фондов (вводимых в эксплуатацию базовых станций).

Значительное увеличение расходов на рекламу на 26 721 млн.р. связано с резким изменением стратегии работы компании, направленной на увеличение клиентской базы, а также в связи с этим, обострением конкурентной борьбы между основными конкурентами на телекоммуникационном рынке, ЗАО "БеСТ" пришлось серьезно нарастить расходы по рекламе продукции.

Как видно из анализируемых выше данных, себестоимость реализации представлена в виде группировки по статьям калькуляции. Асбтрогируясь от данной группировки условно себестоимость реализации можно разбить на две группы затрат, а именно:

– переменные затраты;

– постоянные затраты.

Касаемо первой группы затрат, они характеризуются следующим: при увеличении темпов роста абонентской базы и активности абонентов переменные затраты возрастают (комиссия дилерам, дилерские вознаграждения, расход сим-карт и т.д.). Cумма же постоянных расходов, при увеличении объема реализации, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий. Все вышесказанное можно представить математической линейной функцией вида:

y = ax + b, (2.8)

где у - результирующий показатель;

a - показатель зависящий от изменения переменной х;

b - независимый показатель функции.

Введем следующие условные обозначения:

1) Cеб.0, Cеб. 1 - показатель себестоимости реализованной продукции соответственно плановый за 2010 и фактический за 2009 гг. ;

2) Nаб. 0, Nаб. 1 - количество абонентов соответственно плановый за 2010 и фактический за 2009 гг. ;

3) Пер. 0, Пер. 1 - уровень переменных затрат на единицу оказываемых услуг в структуре себестоимости соответственно плановый за 2010 и фактический за 2009 гг. ;

4) Пост.0, Пост.1 - уровень постоянных затрат в структуре себестоимости соответственно плановый за 2010 и фактический за 2009 гг.

Используя данные Бизнес плана развития ЗАО «БеСТ» на 2010 год, составим таблицу для факторного анализа себестоимости. Следовательно:

Таблица 7 - Исходные данные для факторного анализа себестоимости реализации, млн.р.

Показатель

2009 г. (факт)

2010 г. (план)

Абсолютное отклонение

Себестоимость, в т.ч.

171 894,0

358 082,0

186 188,0

Переменные затраты, на ед.

27,3

32,5

5,0

Постоянные затраты

139 116,0

289 800,0

150 684,0

Кол-во абонентов

1 200,0

2 100,0

900,0

При анализе структуры себестоимости продукции будем использовать метод цепных подстановок. Используя вышеназванные условные обозначения и данные таблицы 7, запишем нашу факторную модель. Она будет иметь следующий вид:

1) исходная факторная модель себестоимости реализации:

Cеб.=Пер.* Nаб +Пост., (2.9)

Запишем значение результирующего показателя Cеб. по факту за 2009 г. Следовательно:

2) фактическое значение себестоимости реализации:

Cеб. 1 =Пер. 1* Nаб. 1+ Пост. 1, (2.10)

Cеб. 1 = 27,3 * 1200 +139 116 = 171 894 млн. р.

Аналогичным образом рассчитаем значение планового показателя себестоимости на 2010 год, согласно БП.

3) плановое значение себестоимости реализации:

Cеб. 0 = Пер. 0 * Nаб. 0+ Пост. 0, (2.11)

Cеб. 0 = 32,5 * 2 100 + 289 800 = 358 082 млн. р.

4) cледующей стадией анализа является расчет фактического показателя с использованием планового показателя по переменным затратам на ед.:

Cеб. 1' = Пер. 0 *Nаб. 1 + Пост. 1, (2.12)

Cеб. 1' = 32,5 * 1200 +139 116 = 178 134 млн.р.

Как видно из расчета фактическая себестоимость при использовании планового показателя по переменным издержкам увеличилась на 6 240 млн. р.

5) затем в формулу Cеб.1' наряду с плановым показателем по переменным затратам будем использовать плановый показатель по количеству абонентов:

Cеб. 1''=Пер. 0 * Nаб. 0 + Пост. 1, (2.13)

Cеб. 1''= 32, 5 * 2 100 + 139 116 = 207 397 млн. р.

На основании имеющихся данных используя метод цепных подстановок выявим какой из факторов оказывает наибольшее влияние на себестоимость оказываемых услуг.

Cеб. пер.. = Cеб. 1' - Cеб. 1, (2.14)

6) Cеб. пер..= 178 134 - 171 894 = 6 240 млн. р.

Cеб. Nаб. = Cеб. 1'' - Cеб. 1', (2.15)

7) Cеб. Nаб. = 207 397 - 178 134 = 29 263 млн. р.

Cеб. пост. = Cеб. 0 - Cеб. 1'', (2.16)

8) Cеб. пост.= 358 082 - 207 397 = 150 684 млн. р.

?Cеб.= Cеб. пер.+ Cеб. Nаб + Cеб. пост, (2.17)

9) Проверка: ? Cеб.= 6 240 + 29 263 + 150 684 = 186 188 млн. р.

Вследствие того, что сумма отклонений анализируемых показателей равна сумме абсолютного отклонения результирующего показателя, в свою очередь свидетельствует о правильности проведенного анализа. Таким образом, в результате анализа, можно сделать следующие выводы, что себестоимость предоставляемых услуг прямо-пропорционально зависит от изменения количественного показателя по абонентам. Кроме того на себестоимость оказывают влияние и постоянные издержки. Значительное увеличение которых связано с активным строительством сети в 2010 г., которое повлечет за собой рост затрат на ее содержание и эксплуатацию, что значительно увеличит материальные затраты, амортизационные начисления и прочие затраты. Превышение уровня затрат на производство услуг над выручкой от реализации услуг ведет к убыточной деятельности предприятия. Влияние вышеперечисленных показателей на себестоимость услуг, видно на диаграмме.

2.3.4 Анализ прибыли и рентабельности

Прибыль компании - это результат деловой активности и основной показатель успешности реализации бизнес - стратегии предприятия.

Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица.

Рассмотрим таблицу 8 в которой отражены основные показатели финансово- хозяйственной деятельности.

Таблица 8 - Результаты финансово- хозяйственной деятельности общества

Показатели

Январь-декабрь, млн. р.

Отклонение

2008 г.

2009 г.

млн. р.

%

Выручка от реализации (брутто)

2 972

51 943

48 971

1 748

Налоги из выручки

396

4 323

3 927

1 092

Выручка от реализации (нетто)

2 576

47 620

45 044

1 849

Себестоимость реализованных услуг

31 921

171 894

139 973

538

Прибыль от реализации

-29 345

-124 274

-94 929

423

Рентабельность (убыточность) по чистой прибыли, %

-92%

-72%

20 %.

78

Прибыль (убыток) к налогообложению

- 40 417

-142 015

-101 598

351

Налоги из прибыли

104

368

264

354

Чистая прибыль (убыток)

- 40 522

-142 383

-101 861

351

Анализируя данные диаграммы видно, что результат деятельности компании, характеризуется убытком от реализации по всем приведенным периодам функционирования предприятия. Однако, снижение убытка от реализации начиная с 2008 года объясняется достаточно высокими темпами развития инфраструктуры сети, проведением различных маркетинговых мероприятий, которые требуют значительных затрат оборотных ресурсов предприятия.

Рассмотрим уровень рентабельности (убыточности) по чистой прибыли. В сравнении с 2008 годом уровень рентабельности увеличился на 20%, с -92% в 2008 г., до - 72 % в 2009 г.. Данный показатель характеризуется отношением прибыли от реализации к себестоимости от реализации. Как видно из таблицы 8 выручка от реализации увеличилась на 48 971 млн. р., что в значительной мере оказало положительное влияние на показатель рентабельности.

Рассмотрим показатели, характеризующие финансовую устойчивость и платежеспособность ЗАО «БеСТ».

Таблица 9 - Показатели, характеризующие финансовую устойчивость и платежеспособность ЗАО «БеСТ»

Показатели

Норматив

За январь-декабрь 2009г.

Коэффициент текущей ликвидности

не менее 1,10

1,12

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами

не менее 0,15

-2,58

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

не более 0,85

0,66

Анализируя данные таблицы 9, коэффициент текущей ликвидности (1,12 при нормативе 1,1) отражает отсутствие заемных обязательств краткосрочного характера.

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами имеет значение - 2,58 (при нормативе не менее 0,15), что свидетельствует об отсутствии у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами в размере 0, 66 (при нормативе 0,85) свидетельствует о платежеспособности предприятия на данном этапе.

Рассмотрим основные факторы, влияющие на прибыль предприятия. Как было рассмотрено ранее основным показателем, от которого зависит как выручка, так и себестоимость является показатель по количеству абонентов. Рассмотрим факторную модель прибыли предприятия.

Исходные данные для анализа сгруппируем в таблице 10.

Таблица 10 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации

Показатель

2009 г. факт, р.

2010 г. план, р.

Отклонение, р.

Полная себестоимость за ед., р.

143 245

170 515

27 270

ARPU

39 683

72 719

33 035

Количество абонентов, чел.

1 200 000

2 100 000

900 000

Прибыль, тыс.р.

- 124 274

- 205 373

- 81 099

Используя данные таблицы 10 по уже известному алгоритму метода цепных подстановок, произведем анализ прибыли предприятия, как основного показателя его функционирования.

1) фактический показатель прибыли за 2009 год:

П1 = Nаб. 1 * (ARPU1 - Себ. 1), (2.18)

П1 = 1 200 000 * (39 683 - 143 245) = - 124 274 млн. р.

2) плановый показатель прибыли на 2010 год:

П0 = Nаб. 0 * (ARPU0 - Себ. 0), (2.19)

П0 = 2 100 000 * (72 719 - 170 515) = - 205 373 млн. р.

3) показатель прибыли при использовании планового показателя по количеству абонентов:

П1' = Nаб. 0 * (ARPU1 - Себ. 1), (2.20)

П1'= 2 100 000 * (39 683 - 143 245) = - 217 479 млн. р.

4) показатель прибыли при использовании планового показателя по количеству абонентов и плановым значением ARPU:

П1''= Nаб. 0 * (ARPU0 - Себ. 1), (2.21)

П1''= 2 100 000 *(72 719 - 143 245) = -148 106 млн. р.

На основании имеющихся данных, используя метод цепных подстановок, выявим какой из факторов оказывает наибольшее влияние на себестоимость оказываемых услуг:

П Nаб..= П1' - П1, (2.22)

5) П Nаб..= - 217 479 500 000 + 124 274 000 000 = -93 206 млн. р.

П arpu = П 1''- П 1', (2.23)

6) П arpu = -148 105 500 000 + 217 479 500 000 = 69 374 млн. р.

П себ. = П0 - П1'', (2.24)

7) П себ. = - 205 373 000 000 + 148 105 500 000 = -57 268 млн. р.

?П.= П Nаб.. + П arpu + П себ., (2.25)

8) Проверка ? П.= -93 205 500 000 + 69 374 000 000 -57 267 500 000 = = - 81 099 млн. р.

Вследствие того, что сумма отклонений анализируемых показателей равна сумме абсолютного отклонения результирующего показателя, в свою очередь свидетельствует о правильности проведенного анализа. Анализ прибыли показал, что основными показателями, оказывающими влияние на ее изменение, является количество абонентов, уровень ARPU, себестоимость реализации. Резервы увеличения суммы прибыли:

– увеличение объема реализации продукции;

– снижение себестоимости продукции;

– повышение качества товарной продукции;

– реализация продукции в оптимальные сроки на более выгодных рынках сбыта.

2.3.5 Анализ дебиторской задолженности ЗАО «БеСТ»

Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности проводится на основании данных бухгалтерской отчетности предприятия за 2006-2008 гг., а также данных аналитического учета. Рассмотрим оборотно-сальдовые ведомости по 60, 62, 76 счетам за 2006, 2007 и 2008 гг. в группировке счет/ субсчет.

Оборотно-сальдовая ведомость - это реестр, где отражается сальдо на начало периода, обороты по дебиту и кредиту. Сгруппируем данные по счетам в таблицу 11 для последующего анализа.

Таблица 11 - Данные по дебиторской задолженности ЗАО «БеСТ» за 2006 -2008 гг.

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

тыс. р.

уд. вес, %

тыс. р.

уд. вес, %

тыс. р.

уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Дебиторская задолженность в т.ч.

56 546 150,0

100,0

15 893 562,4

100,0

6 824 597,9

100,0

по счету 60

32 531 180,7

15 438 569,8

6 746 158,6

04 «Расчеты с поставщиками ТМЦ»

0,0

0,0

0,0

0,0

192 365,0

2,8

10 «Расчеты по строительству»

0,0

0,0

29 619,1

0,2

6 553 793,6

96,0

11 «Расчеты с Алкатель Шанхай Белл Компани Лимитед, КНР»

32 530 767,7

57,3

15 408 950,8

96,9

0,0

0,0

12 «Расчеты по авансовым отчетам»

24,1

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

13 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в евро»

388,7

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

по счету 62

36 044,4

46 925,1

67 662,4

03 «За проданные товары»

681,8

0,0

2 087,7

0,0

284,2

0,0

04 «Расчеты по трафикам»

35 362,5

0,1

44 837,3

0,3

42 316,1

0,6

11 «Расчеты в Евро»

0,0

0,0

0,0

0,0

15 092,1

0,2

06 «Расчеты прочие»

0,0

0,0

0,0

0,0

9 969,9

0,2

по счету 76

23 978 925,4

408 067,4

10 776,8

03 «Расчеты по претензиям»

5 419,3

0,0

1 596,3

0,0

0,0

0,0

07 «Расчеты за телефонные разговоры сотрудников»

0,0

0,0

3 273,8

0,0

2 896,9

0,0

10 «Расчеты по услугам связи»

3 703,6

0,0

11 224,9

0,1

2 468,7

0,0

11 «Расчеты с дилерами»

94 015,4

0,2

386 911,6

2,4

0,0

0,0

13 «Расчеты с таможней»

22 701 782,1

40,1

0,00

0,0

0,0

0,0

14 «Расчеты в долл.США»

1 159 846,34

2,1

1 843,80

0,1

1 886,68

0,3

16 «Расчеты прочие»

14 158,50

0,0

3 216,91

0,2

3 524,46

0,5

На основании данных таблицы 11 видно, каким образом изменялась структура дебиторской задолженности ЗАО «БеСТ». Основным источником дебиторской задолженности является, задолженность, связанная с выполнением строительных и подрядных работ, суммы которых впоследствии после получения соответствующих документов, пойдут на увеличение стоимости, внеоборотных активов предприятия. Графически динамика изменения дебиторской задолженности представлена на рисунке 10.

Рисунок 10 - Динамика дебиторской задолженности

На основании динамики дебиторской задолженности видно, что за период с 2006 - 2008 г. показатель дебиторской задолженности значительно снизился. Политика контроля дебиторской задолженности, ужесточилась вследствие продажи 80% акций ЗАО «БеСТ» иностранной компании. С приходом инвестора была коренным образом пересмотрена учетная политика на предприятии.

2006 год характеризовался периодом становления и развития молодого сотового оператора БеСТ. Основной удельный вес дебиторской задолженности, числится на счете 60 субсчет 11 "Расчеты с Алкатель Шанхай Белл Компани Лимитед, КНР" на сумму 32 530 млн. р.. Расчеты с данным контрагентом производились, за поставляемое оборудование и оснастку для развертывания сети стандарта GSM.

2007 год аналогичен предыдущему периоду основная сумма дебиторской задолженности принадлежит Алкатель Шанхай Белл Компани Лимитед, КНР однако сумма задолженности значительно сократилась и составила 15 408 млн. р.

2008 год характеризовался развитием инфраструктуры сети и увеличением количества сайтов, базовых станций в эфире, потому как для БеСТа стояла приоритетная задача, а именно достичь сто процентного покрытия территории связью. Именно поэтому в 2008 г. структура дебиторской задолженности изменилась. Наибольший удельный вес относится к счету 60 субсчету 10 Расчеты по строительству в размере суммы равной по состоянию на 31.12.2007 г. 6 553 млн. р.

Используя методику, рассмотренную в пункте 1.3., проведем анализ дебиторской задолженности.

1) рассчитаем среднюю дебиторскую задолженность:

(2.26)

где ДЗ - дебиторская задолженность;

ДЗнач.периода - дебиторская задолженность на начало периода;

ДЗкон.периода - дебиторская задолженность на конец периода.

Используя данные таблицы 11, рассчитаем данный показатель за каждый год, соответственно за 2006, 2007 и 2008 гг.

- Сдз.= (73 479 291 777 + 56 546 150 600) / 2= 65 012 млн. р.

- Сдз.= (56 550 357 464 + 15 893 562 440) / 2 = 36 221 млн. р.

- Сдз.= (15 894 731 709 + 6 824 597 900) / 2 = 11 359 млн. р.

2) оборачиваемость дебиторской задолженности:

(2.27)

где ОДЗ - оборачиваемость дебиторской задолженности;

Вр - выручка от реализации продукции;

СДЗ - средняя дебиторская задолженность.

3) период погашения дебиторской задолженности:

(2.28)

где ППДЗ - период погашения дебиторской задолженности

Проанализируем оборачиваемость и период погашения дебиторской задолженности в виде таблицы.

Таблица 12 - Анализ показателей дебиторской задолженности ЗАО «БеСТ»

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Выручка от реализации с учетом налогов, млн.р.

17,40

1 494,70

2 972,00

Средняя дебиторская задолженность млн.р.

65 012,70

36 221,90

11 359,60

Оборачиваемость дебиторской задолженности

0,03

0,04

0,26

Период погашения дебиторской задолженности, дней

13,40

8,70

1,40

При анализе таблицы 12, на основании рассчитанных показателей, можно сделать следующие выводы. Наблюдается положительная динамика к снижению суммы средней дебиторской задолженности, так же как и снижение доли дебиторской задолженности в оборотных активах предприятия. Данная ситуация оказывает положительный эффект на финансовое состояние предприятия и структуру его активов. Наблюдаемое увеличение числа оборотов совершаемых дебиторской задолженностью и как следствие снижение продолжительности одного оборота характеризует исполнение пункта учетной политики предприятия по контролю дебиторской задолженностью.

Далее используя формулу оборачиваемости дебиторской задолженности, проанализируем факторы, оказывающие наибольшее влияние на размер дебиторской задолженности предприятия.

Таблица 13 - Исходные данные для факторного анализа дебиторской задолженности ЗАО «БеСТ»

Показатель

2007 г., млн.р.

2008 г., млн.р.

отклонение, млн.р.

Выручка от реализации с учетом налогов

1 494,7

2 972,0

1 477,3

Оборачиваемость дебиторской задолженности

0,1

0,3

0,2

Средняя дебиторская задолженность

36 456,1

11 343,5

- 25 112,6

Используя данные таблицы 13, произведем факторный анализ дебиторской задолженности методом цепных подстановок.

Факторная модель средней дебиторской задолженности первого порядка:

Cдз. = Вр / Oдз., (2.29)

где Cдз - средняя дебиторская задолженность предприятия;

Вр - выручка от реализации;

Oдз - показатель оборачиваемости дебиторской задолженности.

1) Размер дебиторской задолженности предприятия в 2007 г.:

Cдз0 = Вр0 / Oдз0, (2.30)

где Cдз0 - средняя дебиторская задолженность предприятия за 2007 г.;

Вр0 - выручка от реализации за 2007 г.;

Oдз0 - показатель оборачиваемости дебиторской задолженности за 2007 г.

Cдз0 = 1 494 700 000 / 0, 04 = 36 456 млн.р.

2) Размер дебиторской задолженности предприятия в 2008 г.:

Cдз1 = Вр1 / Oдз1, (2.31)

где Cдз1 - средняя дебиторская задолженность предприятия за 2008 г.;

Вр1 - выручка от реализации за 2008 г.;

Oдз1 - показатель оборачиваемости дебиторской задолженности за 2008 г.

Cдз1 = 2 972 000 000 / 0, 26 = 11 343 млн.р.

Проанализируем влияние выручки от реализации на размер дебиторской задолженности:

3) Размер дебиторской задолженности предприятия

Cдз' = Вр1 / Oдз0, (2.32)

где Cдз0 - средняя дебиторская задолженность предприятия за 2007 г.;

Вр1 - выручка от реализации за 2008 г.;

Oдз0 - показатель оборачиваемости дебиторской задолженности за 2007 г.

Cдз ' = 2 972 000 000 / 0,04 = 72 487 млн.р.

На основании имеющихся данных, рассчитаем какой из показателей, оказывает наибольшее влияние на размер дебиторской задолженности предприятия:

Cдз вр = Cдз' - Cдз 0, (2.33)

4) Cдз вр = 72 487 - 36 456 = 36 031 млн.р.

Cдз одз. = Cдз1 - Cдз', (2.34)

5) Cдз одз.= 11 343 - 72 487 = - 61 144 млн.р.

? Cдз = Cдз вр + Cдз одз, (2.35)

6) Проверка ? Cдз = 36 031 - 61 144 = -25 113 млн. р.

В результате проведенного анализа видно, что основным показателем оказывающим влияние на размер дебиторской задолженности является выручка от реализации продукции. С целью выявления большего количества факторов, от которых зависит размер дебиторской задолженности предприятия, проведем факторный анализ дебиторской задолженности 2-го порядка. Следовательно, факторами второго порядка оказывающими влияние на размер дебиторской и кредиторской задолженности будут являться показатель ARPU и количество абонентов сети life:).

Таблица 14 - Исходные данные для факторного анализа дебиторской задолженности ЗАО «БеСТ»

Показатель

ед.изм.

2007 г.

2008 г.

отклонение

ARPU

р./чел.

8 229,00

12 874,00

4 645,00

Количество абонентов ( Nаб.)

чел.

181 644,00

230 855,00

49 211,00

Оборачиваемость дебиторской задолженности

-

0,04

0,26

0,22

Средняя дебиторская задолженность

млн.р.

36 456,00

11 343,00

- 25 112,00

Используя данные таблицы 14 и алгоритм индексного метода, проанализируем влияние вышеупомянутых факторов.

1) Факторная модель средней дебиторской задолженности второго порядка за 2007 г.:

Cдз0 = (ARPU0 * Nаб.0) / O дз0., (2.36)

C дз0 = (8 229*181 644) / 0, 04 = 36 456 млн.р.

2) Факторная модель средней дебиторской задолженности второго порядка за 2008 г.:

Cдз1 = (ARPU1 * Nаб.1) / O дз.1, (2.37)

Cдз1 = (12 874*230 855) / 0, 26 = 11 343 млн.р.

В результате рассчитаем общий индекс результативного показателя:

J дз = C дз1 / C дз0, (2.38)

J дз = 11 343 / 36 456 = 0, 31

3) Проанализируем влияние показателя ARPU на размер дебиторской задолженности, следовательно:

J arpu = (ARPU1 * Nаб. 0) / Oдз0 ) / (ARPU0 * Nаб.0) / Oдз.0 ), (2.39)

J arpu = ((12 874 * 181 644) / 0,04) / ((8 229*181 644) / 0, 04) = 1,56

4) Проанализируем влияние показателя по количеству абонентов на размер дебиторской задолженности:

J Nаб. = (ARPU 1 * Nаб. 1) / Oдз0 ) / (ARPU1 * Nаб. 0) / Oдз0 ), (2.40)

J Nаб = ((12 874 *230 855) / 0,04) / ((12 874*181 644) / 0, 04) = 1,27

5) Проанализируем влияние показателя по оборачиваемости дебиторской задолженности:

J одз. = (ARPU1 * Nаб. 1) / Oдз1 ) / (ARPU1 * Nаб. 1) / Oдз0 ), (2.41)

J одз. = ((12 874 *230 855) / 0,26) / ((12 874 *230 855) / 0, 04) = 0,16

6) В результате проведенного анализа сделаем проверку результирующего показателя:

J дз = J arpu * J Nаб * J одз, (2.42)

J дз = 1, 56 * 1,27 * 0,16 = 0,31

В результате проведенного факторного анализа первого и второго порядка можно сделать вывод. Размер дебиторской задолженности находится в абсолютной зависимости от показателя выручки от реализации. В результате факторного анализа первого порядка было выявлено, что при увеличении выручки от реализации в два раза, показатель по дебиторской задолженности увеличился на такую же величину, что является следствием наличие прямой зависимости двух показателей. Однако с целью выявления большего количества факторов, был проведен факторный анализ второго порядка. Который показал, что наибольшее влияние на размер дебиторской задолженности оказывает показатель ARPU, о чем свидетельствует расчетный индекс в размере 1,56.

2.3.6 Анализ кредиторской задолженности ЗАО «БеСТ»

Кредиторская задолженность -- денежные средства, временно привлеченные предприятием, фирмой, подлежащие возврату юридическим или физическим лицам, у которых они заимствованы и которым они не выплачены. Кредиторская задолженность в пределах действующих сроков оплаты счетов и обязательств, считается естественной. Основными составляющими являются неосуществленные платежи поставщикам за отгруженные товары, неоплаченные налоги, невыплаченная начисленная заработная плата, невнесенные страховые взносы, неоплаченные долги.

Кредиторская задолженность является качественно лучшим показателем нежели дебиторская задолженность. В случае с кредиторской задолженностью, мы должны определенную сумму денежных средств нашим поставщикам, но в свою очередь у них в учете мы числимся как дебиторы. Тем самым у предприятия есть период, до момента критического срока оплаты и обращения поставщика в суд, используя ранее поставленные, но не оплаченные товары, работы, услуги получить экономическую выг. и в последствии рассчитаться с поставщиком. Кредиторская задолженность, в балансе отражается как пассив, тоесть источник формирования как оборотных, так и внеоборотных средств предприятия. Именно благодаря кредиторской задолженности, являющейся своеобразным видом заемных средств, предприятие способно осуществлять всю цепочку функционирования, начиная с закупки материальных ресурсов к примеру, и заканчивая получением прибыли.

Рассмотрим структуру и основных кредиторов ЗАО «БеСТ».

Таблица 15 - Данные по кредиторской задолженности ЗАО «БеСТ» за 2006 -2008 гг.

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

тыс. р.

уд. вес, %

тыс. р.

уд. вес, %

тыс. р.

уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Кредиторская задолженность в т.ч.

95 881 22,4

100,0

34 769 321,7

100,0

2 935 337,9

100,0

по счету 60

95 570 159,2

33 928 039,2

2 367 216,7

01 «Расчеты по соглашениям»

105 504,7

0,1

945 999,3

2,7

0,0

0,0

02 «Расчеты с дилерами»

710 902,6

0,7

1 018 672,2

2,9

0,0

0,0

03 «Расчеты по услугам связи»

713 302,9

0,7

2 507 638,5

7,2

1 327 861,5

45,2

05 «Расчеты с поставщиками ОС»

0,0

0,0

192 340,5

6,5

06 «Расчеты с поставщиками в долл.США»

93 820 899,1

97,8

28 239 747,0

81,2

0,0

0,0

07 «Расчеты по аренде»

0,0

0,0

1 215 982,2

3,5

132 875,7

4,5

09 «Расчеты по прочим договорам»

219 549,8

0,2

0,0

0,0

714 139,0

24,3

по счету 62

294 324,0

840 873,6

505 459,0

01 «Расчеты по услугам связи»

294 324,0

0,3

676 072,7

1,9

503 049,3

17,1

10 «Расчеты в долл.США»

0,0

0,0

164 800,9

0,4

2 409,7

0,1

по счету 76

17 039,1

408,9

62 662,1

08 «Расчеты по заработной плате»

0,0

0,0

408 908,6

1,2

0,0

0,0

11 «Расчеты с дилерами»

0,0

0,0

0,0

0,0

62 662,1

2,1

15 «Расчеты по строительству»

17 039,1

0,2

0,0

0,0

0,0

0,0

Наибольший удельный вес в общей сумме кредиторской задолженности в 2006 г. представлен компанией Алькатель Шанхай БЕЛЛ Компани Лимитед, КНР, отвечающая за поставку оборудования, консультационные услуги. Кроме того достаточно большая сумма кредиторской задолженности, перед такими контрагентами как РУП Белтелеком, РУП БелГие, Деловая сеть - основным предметом задолженности является оплата за пользование радиочастотным спектром, оплата за доступ к сети интернет, оплата за выделенные каналы связи и т.д.

В 2007 г., в период осуществления ЗАО «БеСТ» инвестиционного проекта по развитию инфраструктуры сети сотов подвижной электросвязи стандарта GSM, структура кредиторской задолженности изменилась следющим образом. Основной долг как и в 2006 г. - Алькатель Шанхай БЕЛЛ Компани Лимитед, КНР. Однако, следует отметить увеличение кредиторской задолженности по дилерам и операторским соглашениям. Что в значительной мере оказало положительное влияние на выручку от реализации.

В 2008 г., кредиторская задолженность сократилась на 32 млн. р. Это связано в первую очередь с продажей ЗАО «БеСТ», и как следствие приостановление действия основного контракта с Алькатель Шанхай БЕЛЛ Компани Лимитед, КНР, прекращение проведения акций и мероприятий по привлечению и повышению активности абонентов. В частности это связано с подготовкой частот, к переходу на связь более высокого уровня в стандарте UMTC.

Рисунок 11 - Динамика кредиторской задолженности

Таким образом, за период 2006-2008 гг. кредиторская задолженность снизилась на 92 млдр.р. Такое резкое снижение объясняется тем, что новый собственник ЗАО «БеСТ», а именно турецкая компания Turkcell A.S. Turkey получив 80% контроль над акциями, разорвала все договорные отношения с основным поставщиком оборудования и сопутствующих услуг. Турецкая компания планирует подписание контрактов с такими широко известными компаниями как «ZTE CORPORATION» и «Huawei International Pte. Ltd.» расчеты с которыми, будут производится на условиях долгосрочной рассрочки платежей, что впоследствии значительным образом вызовет рост показателя кредиторской задолженности.

Используя методику, рассмотренную в пункте 1.3, проведем анализ кредиторской задолженности.


Подобные документы

  • Задачи анализа дебиторской и кредиторской задолженности. Источники информации для анализа. Анализ дебиторской задолженности. Анализ кредиторской задолженности. Анализ и оценка темпов роста дебиторской и кредиторской задолженности.

    курсовая работа [19,7 K], добавлен 13.04.2003

  • Цель, задачи и методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности. Влияние неплатежей на основные характеристики финансового состояния организации. Структура и динамика кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, пути ее оптимизации.

    курсовая работа [368,5 K], добавлен 15.05.2013

  • Сущность дебиторской и кредиторской задолженности. Анализ состава и структуры кредиторской и дебиторской задолженности. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовую устойчивость предприятия, а также методы управления задолженностью.

    курсовая работа [52,5 K], добавлен 21.12.2011

  • Сущность и методика проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности. Анализ политики управления оборотными активами предприятия на примере ООО "Галеон", оценка его дебиторской и кредиторской задолженности и других экономических показателей.

    дипломная работа [141,1 K], добавлен 01.12.2013

  • Понятие обязательств и их классификация. Цели, задачи и роль анализа дебиторской и кредиторской задолженности. Анализ ликвидности баланса. Меры по регулированию дебиторской и кредиторской задолженности в целях улучшения финансового положения предприятия.

    курсовая работа [202,2 K], добавлен 14.01.2015

  • Понятие и содержание, а также порядок и основные этапы проведения анализа кредиторской и дебиторской задолженности исследуемого предприятия. Рекомендации по эффективному использованию кредиторской и дебиторской задолженности, прогнозирование ее величины.

    курсовая работа [51,1 K], добавлен 04.05.2015

  • Понятие антикризисного управления. Сущность и содержание антикризисной программы на предприятии. Оценка дебиторской и кредиторской задолженности на примере предприятия ОАО "Газпромтрубинвест". Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.

    курсовая работа [303,7 K], добавлен 15.09.2014

  • Понятие и классификация кредиторской задолженности. Анализ дебиторской задолженности предприятия, ее состав, сроки образования и причины возникновения. Расчет чистых активов организации. Характеристика устойчивости финансового состояния ЗАО "Омега".

    курсовая работа [226,4 K], добавлен 14.08.2013

  • Экономическая сущность дебиторской задолженности. Задачи анализа дебиторской задолженности. Анализ состава и структуры дебиторской задолженности, показателей качества и ликвидности дебиторской задолженности. Улучшение состояния расчетов предприятия.

    курсовая работа [40,3 K], добавлен 13.02.2008

  • Анализ дебиторской и кредиторской задолженности, показатели оборачиваемости. Анализ результатов хозяйственной деятельности ОАО "Кемеровохлеб". Факторный анализ рентабельности. Повышение эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

    курсовая работа [114,7 K], добавлен 18.01.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.